20 ноября 2019 года со старшеклассниками МАОУ лицей № 34 города Тюмени прошёл открытый урок права на тему «Право на начальных этапах своего становления (законы Хаммурапи, Вавилон)». Урок провёл старший преподаватель кафедры теории государства и права Института государства и права ТюмГУ А.В. Кузнецов.
Урок проходил в форме лекции. Как отметил Алексей Валерьевич, право – это зеркало, в котором отражается общество. По степени развития права можно судить о развитии общества в целом, в том числе и о бытовых предметах. Например, в Законах 12 таблиц Рима говорилось: «Забрать у жены ключи и изгнать её». В данном случае можно предположить о развитости семейных отношений в 451-450 годах до н. э., так как речь идёт о разводе. Кроме этого, данный фрагмент косвенно свидетельствует о том, что в данный период истории люди знали, что такое ключи и замки и пользовались ими.
Алексей Валерьевич рассказал школьниками об особенностях древневосточного права, выделив несколько основных черт, опираясь на законы Хаммурапи, созданные при царе Хаммурапи в 1750-х годах до нашей эры.
Первой чертой законов является исключительная жестокость уголовных наказаний. Большинство преступлений наказывалось смертной казнью, которая осуществлялась публично.
Ещё одной чертой древневосточного права является объективное вменение. Если в 21 веке в Российской Федерации Уголовный кодекс не допускает объективное вменение, то в древневосточных государствах не различалось умышленное и неосторожное причинение вреда и приговорённым к наказанию мог быть невиновный человек. Например, в Законах Хаммурапи содержалась следующая норма: «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.» Смертная казнь в этой ситуации (в соответствии с принципом талиона) применяется к человеку, который вообще не имел никакого отношения к совершённому деянию.
Проведённый урок вызвал положительные впечатления у учащихся, которыми они поделились после мероприятия. Преподавателю удалось заинтересовать школьников историей становления права.